ПАМЯТЬ


ПАМЯТЬ
– в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений.

   Становление и развитие классического психоанализа было связано с попытками осмысления проблемы памяти. Правда, непосредственное изучение природы и механизмов функционирования памяти как таковой не являлось специфической исследовательской и терапевтической задачей З. Фрейда. Тем не менее данная проблематика входила в остов психоанализа, поскольку в его теории и практике основное внимание сосредоточивалось на рассмотрении механизма вытеснения, а также вопросов, связанных с забыванием, воспоминанием, неверным припоминанием.

   В 1898 г. З. Фрейд опубликовал статью «О психическом механизме забывчивости», в которой подверг анализу явление временного забывания собственных имен и пришел к выводу, что расстройство психической функции, связанной со способностью припоминания, допускает объяснение, выходящее за пределы традиционных взглядов, согласно которым собственные имена легче ускользают из памяти, чем какое-либо другое содержание ее. В 1899 г. из-под его пера вышла статья «О покрывающих воспоминаниях», посвященная рассмотрению того поразительного факта, что в самых ранних воспоминаниях детства обычно сохраняются второстепенные вещи, в то время важные аффективные впечатления того времени не оставляют в памяти взрослых никакого следа. Отталкиваясь от этих статей, он написал работу «Психопатология обыденной жизни» (1901), в которой показал, что забывание, неверное припоминание, покрывающие воспоминания, как и другие огрехи памяти, являются не случайностью, обусловленной физиологическими причинами (усталость, рассеянность, невнимательность), а полноценными психическими актами, мотивированными вытеснением. С точки зрения З. Фрейда, феномен «обмана памяти» мотивируется бессознательным вытесненным материалом. В этой же работе он высказал предположение, согласно которому забывание детских переживаний дает ключ к пониманию амнезий (потере, провалах памяти), лежащих в основе «образования всех невротических симптомов».

   В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд обратился к осмыслению проблемы забывания сновидений. В связи с этим он заметил, что воспоминание о сновидении, как правило, «искажено нашей ненадежной памятью, которая в высшей степени непригодна для сохранения сновидения и, быть может, совершенно опускает как раз самые важные и существенные части его содержания». По его мнению, «наша память вообще не знает никаких гарантий», и все же мы значительно чаще, чем это нужно с объективной точки зрения, считаем нужным доверять ее показаниям. Между тем забывание сновидения – явление частое, хотя подчас человек предпринимает напряженные усилия запомнить то, что ему приснилось. Это вовсе не означает, что в памяти человека не сохраняются его жизненные впечатления или он в принципе не способен воспроизвести и понять свое сновидение. Это свидетельствует лишь о том, что при образовании сновидения и попытках его запоминания в психике человека действенными оказываются такие механизмы и процессы (вытеснение, цензура, сопротивление), которые приводят к его искажению и забыванию. Вместе с тем все, что утрачено в содержании сновидения благодаря забыванию, может быть восстановлено путем анализа.

   Сновидения характеризуются своеобразной двойственностью. С одной стороны, часто имеет место забывание сновидения, когда человек не может воспроизвести в своей памяти то, что ему снилось. С другой стороны, память в сновидениях, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Очерк о психоанализе» (1940), «намного более обширна, чем в бодрствующем состоянии». Во всяком случае, нередко в сновидениях поднимаются такие воспоминания, которые спящий забыл и которые недоступны для него в бодрствующем состоянии. Часто память воспроизводит в сновидениях впечатления из раннего детства, оказавшиеся не только забытыми человеком, но и ставшие бессознательными в связи с подавлением.

   В работе «Проект научной психологии» (1895) З. Фрейд высказал предположение, согласно которому восприятие реальности относится к одной психической системе, а память – к другой. В «Толковании сновидений» он сделал уточнение: первая система психического аппарата получает восприятия, но не сохраняет их и не обладает памятью; за ней расположена вторая система, превращающая мгновенные раздражения первой системы в прочные следы воспоминания. Для более наглядного понимания того, как можно объяснить образование сновидения, основатель психоанализа выделил две психические системы (предсознательную и бессознательную) и рассмотрел их в отношении к системе сознания. Таким образом, им были сформулированы положения о наличии трех психических систем, о бессознательных и сознательных воспоминаниях, об игре воспоминаний между предсознательным и бессознательным, а также о том, что даже у людей с плохой памятью воспоминания раннего детства до поздних лет сохраняют характер чувственной живости и отчетливости.

   Проблема памяти обсуждалась З. Фрейдом также в связи с техническими задачами, стоящими перед аналитиком в процессе его практической работы с пациентами. В статье «Советы врачам при психоаналитическом лечении» (1912) он указал на то, что первая задача состоит в том, чтобы запомнить все бесчисленные имена, даты, подробности воспоминаний, которые сообщают аналитику его пациенты. «Если же необходимо ежедневно анализировать шесть, восемь или даже больше больных, то память, которой это удается, вызовет у посторонних недоверие, подозрение или даже сожаление». Но аналитик пользуется техникой, которая дает возможность справиться со множеством фактов. Эта техника сводится к следующему: не следует ничего особенно запоминать; необходимо проявлять «равномерное внимание» ко всему, что приходится выслушивать; нет необходимости напрягать внимание, неизбежное при выборе из предоставленного материала и нарочитом запоминании его. Словом, правило для аналитиков З. Фрейд формулирует так: «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться своей «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо».

   Основатель психоанализа исходил из того, что во время лечения имеющие общую связь части материала остаются вполне сознательно в памяти врача. Остальной бессвязный и хаотичный материал сперва кажется забытым, но по мере рассказа пациентом чего-то нового приходит в соответствующую связь и всплывает в памяти аналитика. «С улыбкой выслушиваешь неожиданный комплимент анализируемого по поводу «исключительно хорошей памяти», когда по истечении долгого времени вспоминаешь подробность, которую, вероятно, забыл бы при сознательном намерении зафиксировать ее в памяти».

   Психоаналитическая терапия основана на представлениях З. Фрейда о том, что психически больные люди страдают воспоминаниями и что их симптомы являются остатками и символами воспоминаний о травматических переживаниях. При несовместимых желаниях и травматических переживаниях в душе человека возникает внутренний конфликт. Вызывающее неудовольствие представление об этих желаниях и переживаниях подвергается вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устраняется из сознания, из памяти и забывается. Однако вытесненный материал продолжает существовать в бессознательном, остается активным и посылает от себя в сознание искаженного заместителя – симптом. Как защитное приспособление вытеснение сыграло свою роль в борьбе с внутренним конфликтом, обороняющееся Я примиряется с симптомом, но вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание. Для выздоровления больного необходимо перевести симптом в вытесненное представление, которое, в свою очередь, следует перевести в область сознания, что предполагает преодоление значительных сопротивлений и разрешение переноса, возникающего в процессе аналитической терапии. Если это удается осуществить, то под руководством аналитика больной имеет возможность по-новому разрешить психический конфликт, предшествующее (незрелое, инфантильное, бессознательное) разрешение которого привело его к бегству в невроз. Поскольку психически больные страдают воспоминаниями, то, как замечал З. Фрейд, в конечном счете задача психоаналитического лечения состоит в заполнении всех пробелов в их воспоминаниях, в устранении их амнезий.

   Отталкиваясь от идей З. Фрейда, некоторые психоаналитики предприняли попытку концептуального рассмотрения существа памяти и специфических форм воспоминания, которыми пользуется человек в процессе своей жизнедеятельности. Так, Э. Фромм (1900–1980) обратил внимание на две формы воспоминания, осуществляемого человеком по принципам обладания или бытия. В работе «Иметь или быть?» (1976) он исходил из того, что в основе различения двух форм воспоминания лежит тип устанавливаемой связи. При воспоминании по принципу обладания такая связь может быть механической (определяемой частотой употребления, например, двух последовательных слов) или логической (связь между противоположными или пересекающими понятиями). При воспоминании по принципу бытия связь основывается на живом, активном воспроизведении слов, мыслей, зрительных образов, картин. Предложенный З. Фрейдом и используемый в психоанализе метод свободных ассоциаций как раз и является типом живого воспоминания.

   Воспоминание по принципу бытия предполагает, по словам Э. Фромма, «оживление в памяти того, что человек видел или слышал ранее». Для продуктивного восстановления в памяти какого-то лица или какого-либо пейзажа необходимо оживить их, отчетливо представить себе, будто человек или пейзаж физически присутствуют перед взором. Восстановление в памяти лица или пейзажа по принципу обладания осуществляется иначе, скажем при помощи фотографии, дающей констатацию того, что человек знает изображенное на ней лицо или ему довелось посетить данное место. По мнению Э. Фромма, для большинства людей фотография становится «своего рода отчужденной памятью». Еще одной формой отчужденной памяти являются записи, благодаря которым человек не столько удерживает информацию в своей голове, сколько пытается приобрести уверенность в том, что он владеет информацией. Теряя свои записи, человек теряет также и память об информации. Он утрачивает способность к запоминанию, поскольку его «банк памяти» превращается в «экстернализованную в виде записей» часть его самого. Словом, при отчужденной памяти люди поглощают информацию, «обедняющую их воображение и способность к переживанию».

   В современной психоаналитической литературе проблема памяти рассматривается по большей части с точки зрения раскрытия механизмов вытеснения, забывания, воспоминания и техники свободного ассоциирования, устранения амнезии больного, осознания бессознательных воспоминаний.


   
* * *
(общеславянск., от «мьнити» - предполагать, думать) – 1. способность индивида запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о разных впечатлениях его жизни, в том числе воображаемых и связанных с психическим расстройством; 2. гипотетическая «система хранения» информации в нервной ткани мозга. Согласно гипотезе Р.Аткинсона и Р.Шиффрина (1968), существует три относительно самостоятельные системы хранения информации: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память. В некоторых исследованиях упоминается также промежуточная или буферная память. Память, однако, это не склад, где в неизменном виде и пассивно хранится информация, последняя постоянно, осознанно или неосознаваемым образом используется в различных психологических процессах (ощущении, восприятии, мышлении, в сновидениях и в воображении), вследствие чего она всё время уточняется, дополняется, систематизируется или искажается, особенно если возникает психическое расстройство; 3. информация, которая хранится в памяти.


* * *

процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. Различают: П. долговременная (подсистема памяти обеспечивающая продолжительное удержание знаний, а также сохранения умений и навыков); П. кратковременная (подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из П. долговременной.); П. сенсорная (от лат. sensus – чувство ощущение) (гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течении очень короткого времени продуктов сенсорной переработки информации, поступающих от органов чувств).


* * *
Способность к запоминанию, сохранению информации и ее воспроизведению.


* * *
форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. П- обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. п.). П. служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. П. выполняет различные функции в деятельности человека и в соответствии с этим выделяют различные процессы памяти: запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализация, возобновление), сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь П. с деятельностью. П. классифицируется на виды в соответствии со следующими основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, П. делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; по отношению к компонентам структуры деятельности: мотивам, целям, способам выполнения действий — на долговременную, кратковременную и оперативную. В различных видах деятельности человека могут проявляться либо преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Отсюда и соответствующие виды П. Двигательная П.— это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида П. состоит в том, что она служит основой для формирования профессиональных и трудовых навыков, В деятельности оператора двигательная П.— необходимое условие формирования профессиональных навыков сокращения и автоматизации первоначально развернутых действий. Эмоциональная П.— это память на чувства. У оператора эта П. ярко проявляется, напр., й специфическом чувстве боязни предметов и действий, связанных с аварийными ситуациями, имевшими место в прошлом опыте. Образная П.— это память на представления, она бывает зрительной, слуховой, осязательной и т. д. Этот вид П. имеет очень большое значение в деятельности оператора, поскольку он постоянно имеет дело с образами управляемых объектов. Образная П., кроме того, составляет основу запоминания оператором мнемосхем, а также знаков индикации и органов управления. Содержанием словесно-логической П. являются наши мысли, понятия, суждения, умозаключения. Мысли не существуют без языка, поэтому П. на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Оператору часто приходится пользоваться логической П.,. особенно в ситуациях, требующих нестандартных, творческих решений оперативных задач. В зависимости от целей деятельности П. делят на непроизвольную и произвольную. О непроизвольной П. говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить и воспроизвести. В тех случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной П. Здесь процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. В инженерно-психологических исследованиях П. оператора важное значение имеет проблема классификации видов П. по «временным» характеристикам, т. е. ее деление на кратковременную, долговременную и оперативную память. Последняя имеет особенно большое значение в деятельности оператора. Установлено, что значительное число ошибок в его деятельности связано с нарушениями работы оперативной П. в связи с ограниченностью ее объема, малой длительностью сохранения материала, большой чувствительностью к действию помех. Повышение качества работы оперативной П. достигается рациональным построением информационных моделей и пультов управления. Большое значение имеет характер обучения операторов: чем глубже и содержательнее знание свойств управляемого объекта, чем полнее представление о системе отношений всех его элементов, тем выше возможности организации работы П.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "ПАМЯТЬ" в других словарях:

  • память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПАМЯТЬ — жен. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего… …   Толковый словарь Даля

  • ПАМЯТЬ — Единственной мерой времени является память. Владислав Гжегорчик Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. Тадеуш Котарбиньский В своей памяти каждый из нас художник: каждый творит. Патришия Хампл Многие путают свое воображение со своей …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ПАМЯТЬ — памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. «Рыцари хотят послушать твоих песен, коли страх не отшиб у тебя памяти.» Пушкин. «Память может изменить вам.» Чернышевский. Зрительная… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… …   Философская энциклопедия

  • ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ, и, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в …   Толковый словарь Ожегова

  • память — без памяти, быть на памяти, в здравом уме и твердой памяти, врезаться в память, выйти из памяти, выскочить из памяти, держать в памяти, завязать на память узелок, залечь в память, изгладиться из памяти, приводить на память, свежо в памяти,… …   Словарь синонимов

  • ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… …   Биологический энциклопедический словарь

  • Память —  Память  ♦ Mémoire    Осознание прошлого в настоящем, как в потенции (способность), так и в действии (запоминание или припоминание). Как и любая форма сознания, память актуальна, но становится таковой лишь в силу своей способности воспринимать… …   Философский словарь Спонвиля

  • память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • память — ПАМЯТЬ, истор. – Документ распорядительного характера (прим. авт.). – Память воеводы (3. 3). Сл.РЯ XI XVII. 14. 141: память (в 9 м знач.) «общее название письменных сообщений, деловых записей, документов различного характера» (1490 г.). Память… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

Книги

  • Память, Лофтус Э.. Эта книга предлагает по-новому взглянуть на одного из самых верных друзей и одновременно самого давнего из заклятых врагов человека: память. Вы узнаете не только отом, как работает память, но… Подробнее  Купить за 371 руб
  • Память, Владимир Чивилихин. Зарождению и становлению российской государственности и культуры, ратным подвигам и мирному созиданию русского народа в эпоху раннего Средневековья посвящено предлагаемое читателю… Подробнее  Купить за 199 руб электронная книга
  • Память, Белых В.. "Память. ФГОС" . Уважаемые взрослые!. Ваш малыш растет не по дням, а по часам, и радует вас своей сообразительностью. Но как определить, соответствует ли его развитие возрастным нормам? В… Подробнее  Купить за 158 руб
Другие книги по запросу «ПАМЯТЬ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.